Рис. 13. Коробка передач.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА, ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТЕХНИЧЕСКИЕ
ДАННЫЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА Тип коробки передач: шестеренчатая, двухвальная, трехходовая, с пятью передачами вперед и одной назад. Все шестерни, кроме шестерен заднего хода, косозубые с синхронизаторами. Тип привода: механический, дистанционный, с рычагом и механизмом, установленным на туннеле пола кузова. Передаточные числа:
УСТРОЙСТВО
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ На автомобиле установлена механическая, двухвальная, трехходовая, пятиступенчатая коробка передач с пятью передачами вперед и одной назад, выполнена в одном картере с главной передачей. Все шестерни коробки передач, кроме заднего хода, косозубые, постоянного зацепления. Ведомые шестерни первой 34 (рис. 13), второй 28, третьей 26, четвертой 20 и пятой 37 передач свободно вращаются на хвостовике ведущей шестерни 19 главной передачи. Ведущая 16, промежуточная 45 и ведомая 11 шестерня заднего хода прямозубые. Шестерни первой, второй, третьей, четвертой и пятой передач включаются посредством скользящих муфт и синхронизаторов. Муфты перемещаются при помощи вилок переключения, закрепленных на штоках Картер коробки 6 отлит из магниевого сплава, наружное оребрение существенно повышает его жесткость. На картере расположены два прилива с отверстиями, закрываемыми пробками 72 и 73 с резьбой М25х1,5. Верхнее для заливки в коробку передач масла, нормальный уровень которого располагается по нижней кромке отверстия, нижнее - для слива масла из коробки передач. В нижнюю пробку вклеен магнит для сбора металлических частиц. Задняя часть картера имеет обработанный фланец, к которому на восьми шпильках с резьбой М8 крепится литая из магния крышка 1. Между картером и крышкой установлена уплотнительная прокладка. Гайки крепления задней крышки, предохраняемые от самоотворачивания стопорными шайбами, затягиваются моментом 18...25Н-М (1,8...2,5 кгс-м). Вал
ведущий 16 представляет сварную
неразборную конструкцию, на котором
выполнены зубчатые венцы ведущих
шестерен первой, второй, третьей,
четвертой передач и передачи заднего
хода. Он вращается на двух подшипниках:
передний роликовый 14 запрессован в
расточку картера сцепления, задний 5
шариковый расположен в расточке картера
коробки передач, внутренняя обойма
шарикового подшипника состоит из двух
половинок. Крышка подшипников 1,
закрепленная винтами моментом затяжки
14...18 Н-м (1,4...1,8 кгс-м), упирается в
наружную обойму шарикового подшипника,
препятствует осевому перемещению вала.
Винты от отворачивания стопорятся
кернением или герметиком УГ-6, смазав им
перед заворачиванием их резьбовую часть.
На заднем конце вала на шпонке
установлена ведущая 3 шестерня пятой
передачи. Подшипник и шестерня пятой
передачи стянуты гайкой 2 усилием
затяжки 160...220 Н-м (16...22 кгс-м). Стопорение
гайки осуществляется вдавливанием
буртика гайки 2 в паз вала 16. На переднем
конце ведущего вала нарезаны шлицы для
ступицы ведомого диска сцепления. Между
шестернями третьей и четвертой передач -
прямозубый венец, с которым находится в
постоянном зацеплении промежуточная 45
шестерня заднего хода. Осевая сила,
возникающая при передаче крутящего
момента ведущим валом, воспринимается
шариковым подшипником 5. Уплотнение
ведущего вала осуществляется манжетой
15, запрессованной в отверстие картера
сцепления. Ось 47 промежуточной шестерни заднего хода пустотелая, установлена в гнезда картеров сцепления и коробки передач и удерживается от проворачивания штифтом 46, запрессованным в ось и входящим в паз картера сцепления. На оси на бронзовой втулке свободно вращается промежуточная шестерня 45 заднего хода, которая вилкой 59 вводится в зацепление с ведомой шестерней заднего хода. Ведомая шестерня 11 заднего хода одновременно является и муфтой включения третьей и четвертой передач Ведомый
вал выполнен как одно целое с
ведущей шестерней 19 главной передачи,
изготовлен из стали с термически
обработанными рабочими поверхностями и
вращается на двух подшипниках, один из
которых роликовый 18 без внутренней
обоймы запрессован в картер сцепления, а
другой шариковый 35 запрессован в картер
коробки передач. Внутренней обоймой
роликового подшипника является шейка
ведущей шестерни главной передачи.
Ограничение осевого перемещения
ведомого вала осуществляется так же как
и ведущего вала. На хвостовике ведущей
шестерни 19 главной передачи установлены
на двухрядных игольчатых подшипниках
ведомая шестерня первой передачи 34,
ведомые шестерни второй 28, третьей 26 и
пятой 37 передач, между которыми
установлено полиамидное проставочное
кольцо 29; шестерня четвертой передачи 20
вращается на шейке ведомого вала -
шестерни 19. Игольчатые подшипники пятой
передачи вращаются на распорной втулке
38, установленной на хвостовике вала.
Осевой зазор шестерен: первой передачи
0,25...076 мм, второй и третьей передач 0,17...
1,18 мм, четвертой передачи 0,25...0,77 мм и
шестерни пятой передачи на распорной
втулке 0,269...0,431 мм. Для предотвращения выпадания сухарей муфты включения пятой передачи 40 и их распорной пружины на вал установлены упорные шайбы сухарей 41, 42 и шайба 43. Подшипник, упорные шайбы 36 и 43, распорная втулка 38, ступица муфты 39 и шайбы упорные 41, 42 и 43 на валу стянуты гайкой 44 с усилием затяжки 160. ..220 Н-м (16...22 кгс-м). Стопорение гайки осуществляется вдавливанием буртика гайки в паз вала. Между торцами ступицы 21 и торцом ведомой шестерни 26 третьей передачи, а также между торцами ведомых шестерен второй 28 и третьей 26 передач установлены бронзовые упорные шайбы 23 и 27, Ступица 30 муфты 7 включения первой и второй передач и ступица 21 ведомой шестерни 11 заднего хода на ведомом валу установлены на шлицах и от перемещения стопорятся стопорными кольцами 15 и 21. Для исключения повреждений пластмассовых сепараторов игольчатых подшипников от кромки пазов стопорных колец между ними установлены стальные кольца 22 и 31. Для смазки подшипников ведомых шестерен хвостовик ведущей шестерни главной передачи 19 и распорная втулка 38 шестерни пятой передачи имеет сверления для подвода масла. Масло в пустотелый хвостовик поступает из полости между картером 57 сцепления и маслоотражательной шайбой 17. В эту полость масло попадает разбрызгиванием от главной пары через отверстие, просверленное в бонке под роликовый подшипник. Включение передач осуществляется при помощи муфт, скользящих на ступицах синхронизаторов. Синхронизаторы
предназначены для безударного
переключения передач. В коробке передач
предусмотрены два невзаимозаменяемых
синхронизатора: для первой-второй 0 59 мм,
третьей-четвертой и пятой передач 052 мм.
Синхронизаторы имеют одинаковое
устройство, но разные размеры, в
синхронизаторе третьей и четвертой
передач муфтой включения служит ведомая
шестерня заднего хода. На наружной
поверхности ступицы нарезаны шлицы, по
которым перемещается муфта 7
синхронизатора, и на равных расстояниях
один от другого три продольных сухаря 8 с
выступами на середине. Сухари прижаты к
шлицам муфты двумя пружинными кольцами
9, причем выступы сухарей входят в три
срезанные шлица муфты. С обеих сторон
ступицы установлены латунные
блокирующие кольца 10. На торце наружного
диаметра этих колец выштамповано по три
паза, в которые входят концы сухарей.
Блокирующие кольца имеют внутреннюю
коническую поверхность, которая
соответствует конической поверхности
венцов синхронизатора шестерен. На
конической поверхности колец нарезана
мелкая резьба и девять поперечных
канавок. Они разрывают масляную пленку
между блокирующим кольцом и конической
поверхностью шестерни включаемой .передачи
при их соприкосновении, вследствие чего
между кольцом и конической поверхностью
возникает повышенное трение. Снаружи на
кольцах имеются короткие зубцы такие же
как и на соседних с ними венцах
синхронизатора шестерен. Эти зубцы
соответствуют впадинам между шлицами
муфты синхронизатора, в результате чего
муфта, перемещаясь в осевом направлении,
может входить в зацепление своими
шлицами с зубцами блокирующих колец и с
зубчатыми венцами шестерен. Муфты и
ступицы подбираются с радиальным
зазором 0,01...0,08 мм, чем обеспечивается
плавное и легкое скольжение муфты на
ступице. В цилиндрическую проточку на
верхней поверхности муфты
синхронизатора входит вилка включения
передач.
|
Copyright © 2001 V. Fefelov |