Нome ВАЗ Москвич ЗАЗ Гостевая книга Почта
 
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

 

Рис. 13. Коробка передач. 


1. Крышка задняя;
2. Гайка;
3. Шестерня ведущая пятой передачи;
4. Крышка подшипников;
5. Подшипник ведущего вала задний;
6. Картер;
7. Муфта включения первой и второй передач;
8. Сухарь синхронизатора;
9. Пружина синхронизатора;
10. Кольца блокирующие синхронизаторов первой-второй и третьей-четвертой передач;
11. Шестерня заднего хода;
12. Пружина синхронизатора;
13. Кольца блокирующие синхронизаторов первой-второй и третьей-четвертой передач;
14. Подшипник ведущего вала передний;
15. Манжета;
16. Вал ведущий;
17. Шайба маслоотражательная;
18. Подшипник ведущей шестерни главной передачи передний;
19. Шестерня-вал ведущая главной передачи;
20. Шестерни ведомые четвертой, третьей, второй и пятой передач;
21. Ступица ведомой шестерни заднего хода;
22. Шайба упорная;
23. Шайба упорная;
24. Подшипник игольчатый шестерен;
25. Подшипник;
26. Шестерни ведомые четвертой, третьей, второй и пятой передач;
27. Шайба упорная;
28. Шестерни ведомые четвертой, третьей, второй и пятой передач;
29. Кольцо проставочное;
30. Ступица муфты включения первой и второй передач;
31. Шайба упорная;
32. Вкладыш;
33. Подшипник игольчатый шестерен;
34. Шестерни ведомые четвертой, третьей, второй и пятой передач;
35. Подшипник ведущей шестерни главной передачи задний;
36. Шайба упорная;
37. Шестерни ведомые четвертой, третьей, второй и пятой передач;
38. Втулка распорная;
39. Ступица муфты пятой передачи;
40. Муфта включения пятой передачи;
41. Шайба упорная сухарей пятой передачи;
42. Шайба упорная сухарей пятой передачи;
43. Шайба упорная;
44. Гайка;
45. Шестерня промежуточная заднего хода;
46. Штифт;
47. Ось промежуточной шестерни заднего хода;
48. Включатель света заднего хода;
49. Шток вилки переключения пятой передачи и заднего хода;
50. Шарик;
51. Вилка переключения первой и второй передач;
52. Толкатель замков штоков;
53. Подшипник;
54. Вилка переключения третьей и четвертой передач;
55. Шток вилки переключения первой и второй передач;
56. Шток вилки переключения третьей и четвертой передач;
57. Картер сцепления;
58. Вкладыш;
59. Вилка переключения заднего хода:
60. Гайка регулировочная;
61. Винт регулировочный;
62. Ось вилки включения заднего хода;
63. Шплинт;
64. Ось;
65. Ползун переключения передач;
66. Пружина фиксатора;
67. Шарик;
68. Вилка включения пятой передачи;
69. Шарик;
70. Пружина фиксатора;
71. Корпус;
72. Пробка маслосливного отверстия;
73. Пробка маслозаливного (контрольного) отверстия;
74. Вал переключения передач;
75. Поводок вала переключения передач;
76. Манжета;
77. Чехол пылезащитный.

 

 КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА, ДИФФЕРЕНЦИАЛ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Тип коробки передач: шестеренчатая, двухвальная, трехходовая, с пятью передачами вперед и одной назад. Все шестерни, кроме шестерен заднего хода, косозубые с синхронизаторами. Тип привода: механический, дистанционный, с рычагом и механизмом, установленным на туннеле пола кузова. Передаточные числа:

I передача

3,454

II передача

2,056

III передача

1,333

IV передача

0,969

V передача

0,730

Задний ход

3,358

Заправочная вместимость, л

2,2

Применяемое трансмиссионное масло

ТАД-17И

 

УСТРОЙСТВО КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

 

На автомобиле установлена механическая, двухвальная, трехходовая, пятиступенчатая коробка передач с пятью передачами вперед и одной назад, выполнена в одном картере с главной передачей. Все шестерни коробки передач, кроме заднего хода, косозубые, постоянного зацепления. Ведомые шестерни первой 34 (рис. 13), второй 28, третьей 26, четвертой 20 и пятой 37 передач свободно вращаются на хвостовике ведущей шестерни 19 главной передачи. Ведущая 16, промежуточная 45 и ведомая 11 шестерня заднего хода прямозубые. Шестерни первой, второй, третьей, четвертой и пятой передач включаются посредством скользящих муфт и синхронизаторов. Муфты перемещаются при помощи вилок переключения, закрепленных на штоках

 Картер коробки 6 отлит из магниевого сплава, наружное оребрение существенно повышает его жесткость. На картере расположены два прилива с отверстиями, закрываемыми пробками 72 и 73 с резьбой М25х1,5. Верхнее для заливки в коробку передач масла, нормальный уровень которого располагается по нижней кромке отверстия, нижнее - для слива масла из коробки передач. В нижнюю пробку вклеен магнит для сбора металлических частиц. Задняя часть картера имеет обработанный фланец, к которому на восьми шпильках с резьбой М8 крепится литая из магния крышка 1. Между картером и крышкой установлена уплотнительная прокладка. Гайки крепления задней крышки, предохраняемые от самоотворачивания стопорными шайбами, затягиваются моментом 18...25Н-М (1,8...2,5 кгс-м).

 Вал ведущий 16 представляет сварную неразборную конструкцию, на котором выполнены зубчатые венцы ведущих шестерен первой, второй, третьей, четвертой передач и передачи заднего хода. Он вращается на двух подшипниках: передний роликовый 14 запрессован в расточку картера сцепления, задний 5 шариковый расположен в расточке картера коробки передач, внутренняя обойма шарикового подшипника состоит из двух половинок. Крышка подшипников 1, закрепленная винтами моментом затяжки 14...18 Н-м (1,4...1,8 кгс-м), упирается в наружную обойму шарикового подшипника, препятствует осевому перемещению вала. Винты от отворачивания стопорятся кернением или герметиком УГ-6, смазав им перед заворачиванием их резьбовую часть. На заднем конце вала на шпонке установлена ведущая 3 шестерня пятой передачи. Подшипник и шестерня пятой передачи стянуты гайкой 2 усилием затяжки 160...220 Н-м (16...22 кгс-м). Стопорение гайки осуществляется вдавливанием буртика гайки 2 в паз вала 16. На переднем конце ведущего вала нарезаны шлицы для ступицы ведомого диска сцепления. Между шестернями третьей и четвертой передач - прямозубый венец, с которым находится в постоянном зацеплении промежуточная 45 шестерня заднего хода. Осевая сила, возникающая при передаче крутящего момента ведущим валом, воспринимается шариковым подшипником 5. Уплотнение ведущего вала осуществляется манжетой 15, запрессованной в отверстие картера сцепления.

 

 Ось 47 промежуточной шестерни заднего хода пустотелая, установлена в гнезда картеров сцепления и коробки передач и удерживается от проворачивания штифтом 46, запрессованным в ось и входящим в паз картера сцепления. На оси на бронзовой втулке свободно вращается промежуточная шестерня 45 заднего хода, которая вилкой 59 вводится в зацепление с ведомой шестерней заднего хода. Ведомая шестерня 11 заднего хода одновременно является и муфтой включения третьей и четвертой передач

 Ведомый вал выполнен как одно целое с ведущей шестерней 19 главной передачи, изготовлен из стали с термически обработанными рабочими поверхностями и вращается на двух подшипниках, один из которых роликовый 18 без внутренней обоймы запрессован в картер сцепления, а другой шариковый 35 запрессован в картер коробки передач. Внутренней обоймой роликового подшипника является шейка ведущей шестерни главной передачи. Ограничение осевого перемещения ведомого вала осуществляется так же как и ведущего вала. На хвостовике ведущей шестерни 19 главной передачи установлены на двухрядных игольчатых подшипниках ведомая шестерня первой передачи 34, ведомые шестерни второй 28, третьей 26 и пятой 37 передач, между которыми установлено полиамидное проставочное кольцо 29; шестерня четвертой передачи 20 вращается на шейке ведомого вала - шестерни 19. Игольчатые подшипники пятой передачи вращаются на распорной втулке 38, установленной на хвостовике вала. Осевой зазор шестерен: первой передачи 0,25...076 мм, второй и третьей передач 0,17... 1,18 мм, четвертой передачи 0,25...0,77 мм и шестерни пятой передачи на распорной втулке 0,269...0,431 мм. 

Для предотвращения выпадания сухарей муфты включения пятой передачи 40 и их распорной пружины на вал установлены упорные шайбы сухарей 41, 42 и шайба 43. Подшипник, упорные шайбы 36 и 43, распорная втулка 38, ступица муфты 39 и шайбы упорные 41, 42 и 43 на валу стянуты гайкой 44 с усилием затяжки 160. ..220 Н-м (16...22 кгс-м). Стопорение гайки осуществляется вдавливанием буртика гайки в паз вала. Между торцами ступицы 21 и торцом ведомой шестерни 26 третьей передачи, а также между торцами ведомых шестерен второй 28 и третьей 26 передач установлены бронзовые упорные шайбы 23 и 27, Ступица 30 муфты 7 включения первой и второй передач и ступица 21 ведомой шестерни 11 заднего хода на ведомом валу установлены на шлицах и от перемещения стопорятся стопорными кольцами 15 и 21. Для исключения повреждений пластмассовых сепараторов игольчатых подшипников от кромки пазов стопорных колец между ними установлены стальные кольца 22 и 31. Для смазки подшипников ведомых шестерен хвостовик ведущей шестерни главной передачи 19 и распорная втулка 38 шестерни пятой передачи имеет сверления для подвода масла. Масло в пустотелый хвостовик поступает из полости между картером 57 сцепления и маслоотражательной шайбой 17. В эту полость масло попадает разбрызгиванием от главной пары через отверстие, просверленное в бонке под роликовый подшипник. Включение передач осуществляется при помощи муфт, скользящих на ступицах синхронизаторов.

Синхронизаторы предназначены для безударного переключения передач. В коробке передач предусмотрены два невзаимозаменяемых синхронизатора: для первой-второй 0 59 мм, третьей-четвертой и пятой передач 052 мм. Синхронизаторы имеют одинаковое устройство, но разные размеры, в синхронизаторе третьей и четвертой передач муфтой включения служит ведомая шестерня заднего хода. На наружной поверхности ступицы нарезаны шлицы, по которым перемещается муфта 7 синхронизатора, и на равных расстояниях один от другого три продольных сухаря 8 с выступами на середине. Сухари прижаты к шлицам муфты двумя пружинными кольцами 9, причем выступы сухарей входят в три срезанные шлица муфты. С обеих сторон ступицы установлены латунные блокирующие кольца 10. На торце наружного диаметра этих колец выштамповано по три паза, в которые входят концы сухарей. Блокирующие кольца имеют внутреннюю коническую поверхность, которая соответствует конической поверхности венцов синхронизатора шестерен. На конической поверхности колец нарезана мелкая резьба и девять поперечных канавок. Они разрывают масляную пленку между блокирующим кольцом и конической поверхностью шестерни включаемой .передачи при их соприкосновении, вследствие чего между кольцом и конической поверхностью возникает повышенное трение. Снаружи на кольцах имеются короткие зубцы такие же как и на соседних с ними венцах синхронизатора шестерен. Эти зубцы соответствуют впадинам между шлицами муфты синхронизатора, в результате чего муфта, перемещаясь в осевом направлении, может входить в зацепление своими шлицами с зубцами блокирующих колец и с зубчатыми венцами шестерен. Муфты и ступицы подбираются с радиальным зазором 0,01...0,08 мм, чем обеспечивается плавное и легкое скольжение муфты на ступице. В цилиндрическую проточку на верхней поверхности муфты синхронизатора входит вилка включения передач. 

 

 

 

 

 

Copyright © 2001  V. Fefelov