Нome ВАЗ Москвич ЗАЗ Гостевая книга Почта
 
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

 Наиболее часто в коробке передач возникают следующие неисправности: износ блокировочных колец, поломка сухарей и пружин синхронизаторов, износ или поломка зубьев шестерен, износ подшипников. При таких неисправностях ухудшается или полностью прекращается синхронизация включаемых передач, в коробке при работе слышен сильный шум и скрежет или прослушиваются сильные стуки при ее работе под нагрузкой (трогании с места или разгонах автомобиля). В этих случаях коробку надо снять с автомобиля и разобрать для замены неисправных деталей.

Снятие коробки передач. Для снятия коробки передач необходимо выполнить ряд подготовительных операций:

слить масло из картера коробки передач;

снять карданный вал, вал (трос) привода спидометра и планку крепления приемной трубы глушителя;

отъединить тяги управления коробкой передач от рычагов коробки;

снять промежуточный рычаг привода ручного тормоза;

подвести под заднюю часть двигателя подставку и снять поперечину задней опоры силового агрегата.

Выполнив подготовительные операции, отвертывают болты, крепящие коробку передач к картеру сцепления, и смещая назад. снимают коробку с автомобиля.

Разборка коробки передач. Разбирают коробку передач в следующем порядке.

1. Установить рычаг 51 (см. рис. 30) включения передач в нейтральное (среднее) положение, поворачивая при этом, если необходимо, ведущий вал 1 рукой (в нейтральном положении переключатель 52 с рычагом 51 может иметь продольные перемещения) и снять щиток упора заднего хода, отвернув при этом нижний болт крепления крышки 54 коробки.

2. Снять крышку 63 люка с правой стороны картера коробки.

3. Снять с вала 59 вилку 62,

4. Снять крышку 54 картера коробки в сборе с механизмом переключения передач; при этом вал 59 выйдет из отверстия в бобышке картера коробки.

5. Снять кронштейн 28 с картера удлинителя.

6. Отвернуть болт 61 и снять стопор 60 осей блока промежуточных шестерен и промежуточной шестерни заднего хода.

7. Выпрессовать из картера ось 48 промежуточной шестерни заднего хода и вынуть шестерню из картера. Для облегчения этой операции в торце оси имеется углубление с резьбой под болт М8Х1.25.

8. Выпрессовать из картера ось 46 блока промежуточных шестерен, вводя в блок шестерен вместо оси специальную монтажную оправку, после чего блок шестерен опускают на дно картера и вынимают упорные шайбы 10 и 13 (рис. 75). Ось 24 промежуточной шестерни заднего хода и ось 20 блока шестерен выпрессовывают назад через отверстия в стенке картера, имеющие диаметр на 0,04 мм больше диаметра передних отверстий. Соответственно диаметры задних концов осей на длине 20 мм больше диаметра основной их части на 0,04.

При выпрессовке оси блока шестерен оправку, имеющую наружный диаметр 15,9 мм и длину 162,5 км, устанавливают в торец оси и легкими ударами по оправке выбивают ось из картера. При этом оправка постепенно продвигается за осью, занимая ее место в блоке шестерен, и удерживает этим иглы 19 подшипников, распорную трубку 25 и кольца 23 от рассыпания.

Если требуется дальнейшая разборка блока шестерен (например, для замены игл подшипников), то монтажную оправку удаляют и извлекают из блока шестерен кольца 28, иглы 19 подшипников и распорную трубку 25.

При сборке блока шестерен с подшипниками сначала вводят в отверстие блока оправку, а затем в кольцевое пространство между оправкой и блоком вставляют распорную трубку 25, два упорных кольца 23, иглы 19 подшипников и третье упорное кольцо. После этого блок шестерен промежуточного вала устанавливают в картер.

При установке блока шестерен на ось происходит обратный процесс, когда запрессовываемая в картер ось вытесняет монтажную оправку из отверстия блока шестерен и занимает ее место, оставляя все сопряженные детали (иглы подшипников, кольца 23, Опорные шайбы 10 и 18 и трубку 25 на своих местах).

9. Отвернуть оставшиеся четыре болта, крепящие удлинитель коробки, выдвинуть удлинитель в сборе с ведомым валом на 5-6 мм назад и повернуть его так, чтобы можно было вынуть стержень 27 (см. рис. 31) вилок переключения.

10. Вывернуть стопорный винт 30 стержня 27, выбить из картера стержень и извлечь вилки 31 и 32, При этом из вилок выпадут два шарика 28 и две пружины 22 фиксаторов вилок.

11. Вынуть из картера ведомый вал 25 (см. рис. 30) с удлинителем; затем легкими ударами выпрессовать из картера ведущий вал 1 с подшипником 3.

Чтобы вынуть из удлинителя ведомый вал, необходимо отвернуть болт, крепящий корпус привода спидометра, и вынуть корпус привода из картера удлинителя, поворачивая его при этом в гнезде. Затем вынимают стопорное кольцо 34 и ведомый вал из удлинителя, впрессовывая наружное кольцо подшипника 23 из его гнезда.

12. Снять шестерни и синхронизаторы с ведомого вала 25, для чего отвернуть гайку 5 отогнув предварительно край стопорной шайбы 7, загнутый на грань гайки. Затем последовательно снять с вала: пружинную шайбу 11 (рис. 76), ступицу 14 с муфтой 7 и деталями синхронизатора третьей и четвертой передач, шестерню 15 с ее втулкой 16 и сухарем 17, распорную шайбу 18, шестерню 19 с ее втулкой и сухарем, ступицу 21 с муфтой 20 и деталями синхронизатора первой и второй передач, шестерню 33 с ее втулкой и сухарем, вторую распорную шайбу 18 и спрессовать подшипник 31.

Ступицы 14 и 21 снимаются с вала с некоторым усилием.

Для того чтобы снять ведущую шестерню 25 привода спидометра с задней части ведомого вала, необходимо предварительно удалить стопорное кольцо 24 из канавки вала 26, затем, сдвигая назад, снять с посадочного места шестерню 25 и вынуть из гнезда вала фиксирующий ее шарик 27.

Разборка остальных узлов коробки передач не нуждается в пояснениях.

Детали разобранной коробки и ее картер (см. рис. 75 и 76) промывают керосином или бензином и тщательно осматривают.

Сборка коробки передач. Собирают коробку передач в обратной последовательности. При этом надо учитывать и осуществлять следующее:

блокирующие кольца синхронизаторов должны плотно (без качки) садиться на конус сопряженной шестерни;

зазор между торцом блокирующего кольца синхронизатора и зубчатым венцом соответствующей шестерни не должен быть менее 0,5 мм против 1,15-1,73 мм для новых деталей;

уплотнительные прокладки ставят на герметизирующей пасте УН-25. Резьбовую часть болтов покрывают алюминиевой краской и дают ей подсохнуть к моменту установки болтов;

ступицу и муфту синхронизатора заменяют вместе, так как они комплектуются при изготовлении по размерам сопряженных поверхностей;

сборка игл подшипника 4 (см. рис. 30) облегчается после закладки в полость подшипника консистентной смазки;

иглы каждого из подшипников 4 и 36 одной размерной группы;

при утере даже одной иглы, следует заменить все иглы подшипника;

вентиляционные каналы в теле ведущего вала 1 (около маслосгонной резьбы) должны быть чистыми и обеспечивать сообщение внутреннего пространства коробки передач с картером сцепления и атмосферой;

пружинную шайбу 6 наружной выпуклой кромкой ставят назад для упора в торец ступицы 8;

гайку 5 затягивают с усилием 4-5 кгс-м;

общий осевой зазор шестерен на ведомом валу 25 не должен быть более 0,5 мм;

осевой зазор блока шестерен тоже не должен превышать 0,5 мм;

при большем зазоре надо поставить дополнительную заднюю упорную шайбу.

При положении переключателя коробки, соответствующем включению третьей или четвертой передач, между кулаком нижнего избирательного рычага 5 (см. рис. 32) и упором 23 (см. рис. 31) заднего хода должен быть зазор 0,05-0,25 мм, который регулируют прокладками 24.

 

 

 

 

 

Copyright © 2001  V. Fefelov