Нome ВАЗ Москвич ЗАЗ Гостевая книга Почта
 
СЦЕПЛЕНИЕ

 Рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности, считая, что гидравлический привод сцепления действует нормально (его неисправности устраняются аналогично неисправностям гидравлического привода тормозов, см. ниже).

Пробуксовка сцепления под нагрузкой происходит главным образом из-за отсутствия свободного хода вилки привода сцепления, сильного износа (до заклепок) фрикционных накладок ведомого диска или значительной потери упругости нажимных пружин, а также при заедании нажимного диска в окнах кожуха или замасливании фрикционных поверхностей сцепления.

Сильно замасленный или полностью изношенный ведомый диск заменяют новым или приклепывают к нему новые фрикционные накладки.

Неполное выключение сцепления (сцепление ведет). Если привод действует нормально, т. е. рабочий ход конца вилки выключения сцепления соответствует норме (19 мм) и свободное качание ее конца не более 5 мм, то неполное выключение может происходить из-за нарушения регулировки механизма сцепления-уменьшения расстояния между рабочими поверхностями маховика и пяты отжимных рычагов (номинальное расстояние при толщине ведомого диска 8,1 мм и включенном сцеплении-58-58,5 мм) или при значительных перекосах пяты, сопровождающихся дрожанием педали в начале выключения сцепления. Кроме этих причин, дефект может происходить вследствие заедания ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала коробки передач или коробления ведомого диска.

Для устранения неисправности надо снять механизм сцепления с маховика, установить в специальное приспособление или на выбракованный маховик и отрегулировать положение пяты (установить ее на расстоянии 58-58,5 мм от поверхности маховика); или же устранить заедание ведомого диска на шлицах ведущего вала коробки, сменив диск, а при значительном износе или смятии шлицев вала, заменив также и ведущий вал коробки передач.

Рывки и вибрация при трогании автомобиля. Дефект может объясняться неисправностями ведомого диска-потерей упругости пружинных пластин ведомого диска 3 (см. рис. 26), износом окон для пружин 10 гасителя крутильных колебаний (демпфера) или его деталей, осадкой или поломкой пружин и фрикционных колец 9 демпфера, а также задирами на трущихся поверхностях маховика и нажимного диска, повреждением или ослаблением крепления заклепками фрикционных накладок 32.

Неисправный ведомый диск заменяют новым, а рабочие поверхности маховика и нажимного диска шлифуют.

Шум и треск в сцеплении. Дефект может происходить вследствие поломки пружин 19 отжимных рычагов, пружин 10 гасителя крутильных колебаний или других деталей, а также перекосами ведомого диска или пяты 23 отжимных рычагов. При таких неисправностях заменяют поломанные или поврежденные детали.

Перекос пяты устраняют регулировкой наклона отжимных рычагов 11 при помощи регулировочных гаек 18.

Снятие и установка сцепления. Снимать сцепление с автомобиля без снятия двигателя можно в следующем порядке:

слить масло из картера коробки передач;

разъединить фланцы карданного вала и ведущей шестерни заднего моста, отвернув стягивающие их болты, и, вытянув скользящую вилку вала из горловины удлинителя коробки передач, снять вал;

отвернуть накидную гайку оболочки гибкого вала привода спидометра от штуцера коробки передач и отъединить гибкий вал;

снять штампованный щиток, установленный в передней нижней части картера сцепления;

отъединить фланец приемной трубы глушителя от выпускного трубопровода и отъединить планку крепления приемной трубы от кронштейна коробки передач;

снять промежуточный рычаг привода ручного тормоза с его кронштейна, предварительно ослабив натяжение приводных тросов;

установить рычаг переключения передач в нейтральное положение и отъединить тяги управления коробкой передач от рычагов переключения на боковой крышке коробки;

разъединить вилку выключения с рабочим цилиндром привода сцепления, сняв шток рабочего цилиндра с наконечником;

вынуть рабочий цилиндр привода сцепления из гнезда картера сцепления, сняв его стопорное кольцо; цилиндр остается соединенным с трубопроводом и висит на нем;

отвернуть гайки крепления стартера и снять стартер, предварительно сняв провод с "массового" штыря аккумулятора и отъединив привода от стартера;

подвести под заднюю часть картера двигателя вспомогательную пору (подставку) и слегка подпереть картер, при помощи деревянного клина, подбив его в зазор между подставкой и картером;

отвернуть болты, крепящие кронштейн задней опоры силового агрегата к его поперечине, а также болты, крепящие поперечину основанию кузова, и снять поперечину;

опустить заднюю часть двигателя, вынув клиновую проставку между его картером и вспомогательной подставкой;

отвернуть гайки шпилек крепления картера сцепления к двигателю, после чего, подавая картер сцепления с коробкой передач назад, снять картер с крепящих его шпилек и одновременно вынуть хвостовик ведущего вала коробки передач из ступицы ведомого диска сцепления, стараясь вначале не наклонять картер сцепления с коробкой (не перекашивать этим ведущий вал коробки), чтобы облегчить выход его шлицованной части из ступицы ведомого диска сцепления, затем опустить коробку передач в сборе с картером сцепления на пол;

вновь слегка подпереть заднюю часть двигателя на подставке при помощи клина;

нанести две совмещенные метки на маховике и кожухе сцепления. Метки позволят при сборке установить сцепление на маховик прежнее положение;

отвернуть шесть болтов, крепящих сцепление, затем снять кожух в сборе с нажимным диском с двух установочных штифтов маховика, отделив кожух от поверхности маховика отверткой.

Если будет необходимо, то можно снять вилку привода сцепления с ее защитным чехлом в сборе с кронштейном, вентиляционный щиток и сальник ведущего вала коробки с картера сцепления.

Кожух с нажимным диском разбирают в специальном приспособлении. Перед разборкой надо найти совмещенные цифровые клейма на одном из выступов нажимного диска и на плоском участке поверхности кожуха. Если метки не будут найдены, то их надо внести. Метки обеспечивают правильную сборку нажимного диска кожухом без дисбаланса.

Устанавливают сцепление на двигатель в следующем порядке:

положить ведомый диск на нажимный диск сцепления, собранный с кожухом и отжимными рычагами, причем пластина демпфера, должна быть обращена к нажимному диску, и, совместив метки на кожухе с метками на маховике, надеть кожух сцепления на два установочных штифта маховика;

сцентрировать ведомый диск на маховике при помощи оправки-запасного ведущего вала коробки передач (можно использовать выбракованный вал, но имеющий неповрежденные шлицы и шейку под подшипник коленчатого вала) и закрепить механизм сцепления на маховике болтами. Для центровки ведомого диска вспомогательный ведущий вал коробки передач должен одновременно быть вставлен в шлицованное отверстие ступицы ведомого диска сцепления и во внутреннее кольцо подшипника, запрессованного в гнездо коленчатого вала;

опустить заднюю часть двигателя с подставки и, сцентрировав картер сцепления на блоке цилиндров по двум полым установочным штифтам, установить на двигатель картер сцепления в сборе с коробкой передач, надевая картер на крепежные шпильки и одновременно вводя ведущий вал коробки передач в шлицованное отверстие ступицы ведомого диска сцепления. Картер сцепления устанавливают в сборе с сальником, вилкой привода сцепления и вентиляционным щитком;

закрепить картер сцепления на двигателе, завернув и затянув гайки шпилек;

приподнять заднюю часть силового агрегата на подставке, подвести под удлинитель коробки передач съемную опору агрегата и, прикрепив опору к основанию кузова, закрепить на ней силовой агрегат;

установить на место в обратном порядке все узлы и детали, демонтированные при снятии сцепления;

проверить регулировку привода и действие сцепления в установленном порядке.

Для облегчения работы картер сцепления и коробку передач можно снимать с автомобиля и ставить на место не в сборе, а раздельно.

 

 

 

 

 

Copyright © 2001  V. Fefelov