Нome ВАЗ Москвич ЗАЗ Гостевая книга Почта
 
РЕГУЛИРОВКА ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ

 В обиходе эта операция называется "регулировкой клапанов". Что же конкретно подразумевается йод этим? В клапанном механизме между нажимным (регулировочным) болтом 2 (рис. 5) коромысла 4 и стержнем клапана имеется наконечник 5. Наконечник не надевается на верхний конец стержня клапана, а касается его торца, удерживаясь на полу сферическом окончании нажимного болта коромысла. Наконечники изготавливают из специальной стали и подвергают термообработке, в результате чего они становятся износостойкими, обладают высокой твердостью, предупреждая износ торцов стержней клапанов, имеющих сравнительно небольшую твердость.

Рис. 5. Схема к проверке и: регулировке зазора между торцами наконечников и стержней клапанов:

а - проверка; б - регулировка;

1 - плоский щуп; 2 - нажимный болт; 3 - контргайка; 4 - коромысло; 5 - наконечник; 6 - гаечный ключ (14 мм); 7 - специальный торцовый ключ для нажимного болт.

Чтобы гарантировать полное закрытие клапанов" на двигателе как в холодном, так и в горячем состоянии между наконечником 5 стержня клапана и регулировочным болтом 2 должен быть зазор. Именно этот зазор имеется в виду, когда речь идет о "тепловых зазорах в клапанном механизме" или о "регулировке клапанов". Если этот зазор слишком велик, то клапанный механизм при работе двигателя издает повышенный характерный звонкий металлический стук в зоне головки цилиндров с равномерными интервалами, Частота которого увеличивается с ростом частоты вращения коленчатого вала двигателя. Принято считать, что если стук клапанов при работе двигателя не прослушивается внутри салона при закрытом капоте и при закрытых дверях и окнах, то такой шум является вполне допустимым. Следует иметь в виду, что увеличение тепловых зазоров в приводе клапанов в известных пределах неопасно хотя бы потому, что, сопровождаясь повышенным стуком, оно своевременно распознается владельцем. Значительно опаснее уменьшение или даже отсутствие тепловых зазоров в приводе клапанов, так как при этом стуки могут вообще не прослушиваться, создавая у владельца автомобиля чувство успокоенности. На самом же деле уменьшение или отсутствие тепловых зазоров в клапанном механизме приводит к уменьшению мощности двигателя, ухудшению устойчивости работы в режиме холостого хода, значительным затруднениям при пуске холодного двигателя, особенно при отрицательных температурах, а самое главное, вызывает опасность неплотной посадки клапана в седло и обгорания рабочих фасок. При закрытых клапанах наличие тепловых зазоров легко может быть ; обнаружено (при святой крышке) возможностью покачивания коромысел.

Для обеспечения нормальной и долговечной работы двигателя в сервисной книжке указана периодичность проверки и при необходимости регулировки тепловых зазоров в приводе клапанов: у нового автомобиля первый раз через 500 км пробега, а в дальнейшем через каждые 10000 км. Эту операцию необходимо выполнять в любом случае, даже когда, казалось бы, работа клапанного механизма- не вызывает нареканий у владельца автомобиля. Прежде чем приступить к проверке и регулировке тепловых зазоров в приводе клапанов, необходимо запастись щупом толщиной 0,15 мм (именно таким должен быть тепловой зазор как у впускных, так и у выпускных клапанов на холодном двигателе). Проверяют тепловой зазор между наконечником и торцом стержня клапана, отжимая наконечник клапана к регулировочному болту.

Тепловые зазоры клапанов необходимо регулировать на холодном двигателе (15-200С) в следующей последовательности.

1. Отсоедините трубку вентиляции картера, снимите гибкий шланг с приемного патрубка воздушного фильтра, отверните от карбюратора штуцер трубки управления вакуум-корректором прерывателя-распределителя и отвернув семь гаек, снимите крышку головки цилиндров с двигателя, стараясь не повредить уплотнительную прокладку.

2. Установите поршень первого цилиндра (считая от радиатора) в верхнюю мертвую точку (в. м. т.) такта сжатия (оба клапана закрыты), провернув пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя так, чтобы метка 2, (рис. 6) (вторая при отсчете по направлению вращения коленчатого вала), нанесенная на шкиве 4 и имеющая форму конусного углубления, совместилась с острием штифта 1, закрепленного на нижней крышке картера цепного привода механизма газораспределения.

рис.6. Установочные метки на шкиве коленчатого вала: 1-установочный штифт; 2-метка, соответствующая в.м.т. поршня первого цилиндра; 3-метка для установки начального момента зажигания; 4-шкив

3. Проверьте плоским щупом 1 (см. рис. 5) зазор между торцами наконечника 5 и стержня впускного и выпускного клапанов первою цилиндра. Щуп должен быть ровным, без изломов и должен протаскиваться между торцами наконечника регулировочного болта и стержня клапана легким усилием руки.

4. Отрегулируйте при необходимости зазоры между торцами наконечников и стержнями клапанов. Для этого гаечным ключом 6 (14 мм) немного отверните контргайку 3 нажимного болта 2 коромысла и вращайте головку этого болта специальным торцовым ключом 7 до получения зазора 0,15 мм для впускного и выпускного клапанов.

5. Затяните контргайку нажимного болта коромысла и вновь проверьте щупом зазор между торцами наконечника и стержня клапана. Нужно иметь в виду, что после затягивания контргайки зазор нередко нарушается и его приходится снова корректировать. Ну, что ж, все приходит с опытом. Автомобилист со стажем может сразу повернуть регулировочный винт в нужное положение (с учетом изменения зазора при затягивании контргайки). Новичку, возможно, потребуется выполнить эту работу в два-три приема.

6. Проверните по часовой стрелке коленчатый вал точно на пол-оборота.

7. Проверьте и, если нужно, отрегулируйте зазоры между торцами наконечников и стержней клапанов третьего цилиндра.

8. Следующим поворотом коленчатого вала точно на пол-оборота установите поршни четвертого, а затем и второго цилиндров в в. м. т. такта сжатия; проверьте и, если необходимо, установите зазоры между торцами наконечников и стержней клапанов указанных цилиндров.

9. Установите все снятые детали в обратной последовательности, равномерно затягивая гайки крепления крышки головки цилиндров, прикладывая момент не более 0,8 (8 Н*м).

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2001  V. Fefelov